ИСТОРИЯ КИНОСТУДИИ
История ∘
Киностудия «Казахфильм» им. Шакена Айманова – это сердце казахстанского кинематографа, главная площадка страны, где рождаются знаковые фильмы, отражающие историю, культуру и дух народа. История студии охватывает почти столетие и тесно связана с развитием киноискусства в Казахстане.
Истоки казахстанского кино берут начало в 1925 году, когда был создан первый документальный фильм «Пятая годовщина Казахской АССР». Это был первый опыт в кинохронике, запечатлевший жизнь и развитие молодой республики. В 1928 году в Москве при Совнаркоме РСФСР создается Всероссийский трест — Акционерное общество «Восток», которое было призвано вести кинолетопись стран Востока, включая Казахстан.

В 1929 году в Казахстане, на базе треста «Востоккино», режиссер Виктор Турин снял легендарный фильм «Турксиб». Эта картина, посвященная строительству Туркестано-Сибирской железной дороги, стала не просто документальной хроникой, а произведением, оказавшим влияние на развитие мирового кинематографа. В 1930 году на базе «Востоккино» появились первые казахские художественные фильмы – «Песни степей» и «Джут», в которых снимались первые казахские актеры Серке Кожамкулов и Хаким Давлетбеков. Их участие стало значимым событием для зарождающегося казахского кинематографа.
1920-е годы:
Первые шаги казахского кино
В 1934 году в Алма-Ате была организована Алма-Атинская студия кинохроники – первая специализированная киностудия в Казахстане. Уже в 1936 году на базе студии начали выпускать документальные фильмы, запечатлевшие важнейшие события страны. Этот период стал временем формирования основ казахстанского кинематографа.

В 1938 году на киностудии «Ленфильм» был снят первый казахский художественный фильм «Амангельды», посвященный народному герою, боровшемуся за свободу казахского народа. Картина имела огромный успех и положила начало национальному игровому кино в Казахстане. Этот фильм стал значимым шагом для развития кинематографа, дав возможность казахским актерам, режиссерам и сценаристам показать свой талант. Именно с «Амангельды» начинается формирование казахской кинодраматургии.

1930-е годы: Основание киностудии и первые фильмы
С началом Великой Отечественной войны Казахстан стал важным центром кинопроизводства для всего Советского Союза. На базе Алма-Атинской студии кинохроники и киностудии художественных фильмов создана Центральная Объединенная киностудия — ЦОКС, которая включала в себя эвакуированные в Казахстан киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм». Это дало возможность продолжить производство художественных фильмов в тылу, в безопасных условиях.

На Центральной киностудии работали выдающиеся мастера кино: Эйзенштейн, Пудовкин, Вертов, Трауберг, Козинцев, Пырьев, Райзман, Шуб и другие. В общей сложности в столицу Казахстана прибыло около трех тысяч кинематографистов. Помимо киностудий в Алма-Ате расположился ВГИК и Всесоюзная сценарная студия, где работали ведущие кинодраматурги.
После расформирования ЦОКСа и реэвакуации киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», Алма-Атинская киностудия переименована в Алма-Атинскую киностудию художественных и хроникальных фильмов.

С 1941 по 1944 годы киностудия выпустила около 80% всех советских художественных фильмов, включая такие знаковые картины, как «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Киностудия сыграла ключевую роль в военное время, обеспечивая кинематографический фронт материалами, вдохновляющими бойцов и поддерживающими боевой дух страны.

В 1947 году Шакен Айманов получил звание Народного артиста СССР за вклад в развитие казахского кинематографа. Он стал не только известным актером, но и одним из ключевых режиссеров, чьи работы заложили основу для последующих поколений кинематографистов Казахстана.

1940-е годы: Военное время и Центральная Объединенная Киностудия (ЦОКС)
Второе важное событие в истории казахского кино — приход в кинорежиссуру Шакена Айманова, театрального актера блистательно создавшего образ Джамбула Жабаева в фильме «Джамбул» (реж. Е. Дзиган, 1952).

В 1954 году в прокат вышел фильм «Дочь степей», который был первым казахстанским фильмом, полностью снятым в национальном ключе. В этой картине зритель увидел настоящие казахские традиции, быт и культуру, что стало важным событием для национального кино.

В том же 1954 году вышел фильм «Поэма о любви» («Махаббат туралы дастан») по сценарию Г. Мусрепова — режиссёрский дебют Шакена Айманова. Эта картина ознаменовала начало развития казахской национальной кинорежиссуры и регулярный выпуск художественных фильмов на Алма- Атинской киностудии.

В 1959 году фильм «Наш милый доктор» получил поощрительный диплом Всесоюзного кинофестиваля, подтвердив высокий уровень казахстанских кинематографистов. В этом же году Шакен Айманов стал художественным руководителем картины «Дорога жизни». Его режиссерские и актерские работы сыграли ключевую роль в формировании казахстанского кинематографа.
Игровое кино Казахстана, начиная со второй половины 1950-х годов, вступает в фазу своего полноправного развития, поскольку фильмопроизводство в республике укрепляет свои позиции: в кинематограф приходят национальные кадры драматургов, писателей, режиссеров; начинает формироваться национальная кинорежиссура.

1950-е годы:
Развитие национального кино
9 января 1960 года киностудия была официально переименована в «Казахфильм». Это стало началом нового этапа в истории студии. Начиная с 1960 года «Казахфильм» выпускает более 50 документальных фильмов, часть из которых идет на всесоюзный экран и сдается в Москве.

В 1963 году состоялся Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов Казахстана, который возглавил Шакен Айманов. Он продолжил работу над развитием киноискусства в Казахстане, поддерживал молодых режиссеров и сценаристов. 28 мая 1963 года был создан Государственный Комитет Совета Министров Казахской ССР по кинематографии — Госкино Казахской ССР.

В 1969 году фильм «Ангел в тюбетейке» был награжден дипломом смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана.
В эти же годы получает яркое развитие и мультипликационное кино. Режиссер-мультипликатор Амен Хайдаров вместе с группой выпускников Алма-Атинского художественного училища, с разрешения директора студии «Казахфильм» Камала Смаилова, осуществляет смелый эксперимент: втайне от руководства Госкино СССР снимает первый казахский мультфильм. Риск оправдывает себя: мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками?» получается удачным, отмечается призом на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, что дает законные основания для организации группы по производству мультфильмов. В анимацию приходят выпускники ВГИКа, молодые художники, организаторы кинопроизводства, киноведы-редактора, сценаристы. В 70-е годы объединение мультипликации становится островком свободы для многих молодых кинематографистов «Казахфильма».

1960-е годы: Переименование в «Казахфильм» и новые успехи
В 1970 году вышел фильм «Кыз-Жибек» режиссера Султана-Ахмета Ходжикова – одна из самых значимых картин в истории казахстанского кино. Этот фильм стал культурным наследием страны, передавая традиции и обычаи казахского народа через экран. В 1974 году был выпущен документальный фильм «Шакен Айманов», посвященный великому режиссеру и актеру.
Особое развитие получают документальное и научно-популярное кино, философские и природоведческие фильмы. Активно развивается дубляж на казахский язык фильмов братских республик и иностранных фильмов.

1970-е годы: Эпоха Шакена Айманова и «Кыз-Жибек»
На проспекте Аль-Фараби строится новое уникальное здание киностудии «Казахфильм» с двумя современными павильонами, тонстудией, проявочной лабораторией, техническими цехами. Студия становится одной из лучших в Советском Союзе. Посещение киностудии включается в культурную программу для зарубежных гостей.

В 1984 году киностудии «Казахфильм» было присвоено имя выдающегося деятеля национальной кинематографии Шакена Кенжетаевича Айманова, что подчеркнуло его вклад в развитие национального кино. Киностудия продолжила активно развиваться, увеличивая объемы производства и снимая фильмы, которые становились не только популярными в Казахстане, но и выходили на международные экраны.

1980-е годы: Признание и новые достижения
После распада Советского Союза Казахстан обрел независимость, и перед киностудией «Казахфильм» встали новые вызовы. Экономическая нестабильность, переход к рыночной экономике и снижение государственного финансирования поставили под угрозу само существование студии. Тем не менее, она сумела сохранить костяк творческого коллектива и продолжить свою деятельность.
Бесспорно, нашумевшие фильмы-дебюты «Игла» Нугманова и «Конечная остановка» Апрымова оказали огромное влияние не только на казахское, но и на советское кино в целом. Московские критики окрестили эти фильмы «казахской новой волной», наша республиканская пресса поддержала. И так возник имидж «другого кино» Казахстана. И вскоре все фильмы 90-х годов стали рассматриваться с позиции эстетики «новой волны».

В 1996 году «Казахфильм» был реорганизован: из единой структуры были выделены Казахская кинофабрика им. Ш. Айманова и Национальный продюсерский центр Республики Казахстан. Это позволило студии сосредоточиться как на техническом обеспечении, так и на развитии продюсерской деятельности, включая работу с независимыми студиями. Несмотря на ограниченные ресурсы, именно в этот период закладывались основы для будущего возрождения.

1990-е годы: Независимость и переосмысление
28 марта 2000 года произошло слияние основных киноструктур – Казахской кинофабрики, Национального продюсерского центра, Казкинопроката и Госфильмофонда – в Республиканское государственное казенное предприятие «Казахфильм» им. Ш. Айманова. А уже в 2005 году студия приобрела статус акционерного общества. Эти реформы открыли путь к новым инвестициям и возможностям.
С этого времени «Казахфильм» не только восстановил утраченные позиции, но и стал активным участником международного кинопроцесса. Студия выпускает игровые, документальные и анимационные проекты. Особое внимание уделяется историческим драмам и фильмам, раскрывающим национальную идентичность Казахстана.

С 2008 года более 200 картин киностудии стали участниками более чем 220 международных фестивалей в 60 странах мира.
«Казахфильм» активно сотрудничает с зарубежными студиями, в том числе по копродукции, и развивает новые направления: цифровой продакшн, реставрация архивных материалов, поддержка молодых режиссеров.

В 2024 году киностудия усилила международное продвижение казахстанского кино: фильмы «Операция Набат», «Авель», «Обучение Адемоки» были представлены на престижных фестивалях и рынках контента — Пусанский международный фестиваль, MIPCOM в Каннах, American Film Market в Лас-Вегасе и IDFA в Амстердаме.

«Казахфильм» организовал Дни казахстанского кино в ряде стран, включая Чехию, Россию, Литву, Азербайджан, Таджикистан и Австрию, способствуя культурной дипломатии и популяризации национального кинематографа.

Также студия активно участвовала в отраслевых форумах и конгрессах, укрепляя партнерские связи и открывая новые возможности для совместного производства.

Внутри страны «Казахфильм» развивает культурные инициативы — организует экскурсии для школьников, поддерживает социальные и инклюзивные проекты, сохраняет память о выдающихся деятелях казахстанского кино.

Сегодня «Казахфильм» — это не только символ национального кино, но и современный производственный центр, интегрированный в глобальный кинематографический контекст.
2000-е – наши дни: Реформы и современность